lemura: (castle wall)
[personal profile] lemura
Читала я тут на днях English Fairy tales урожая, как я понимаю, конца 19 - начала 20 века. И обнаружила интереснейшую вещь. Фэйри там не боятся холодного железа. Не просто не боятся - часть сюжетов построена на том, что фэйри просят смертных срочно принести какой-то хозяйственный _железный_ предмет. Чаще всего молоток и гвозди - ремонт, внезапная поломка, и у фэйри совершенно нет свободных рук, потому что все держат вот это сломавшееся/ремонтируемое, а оно разваливается на ходу. Что делать - только звать смертных соседей.
Но и это еще не все. В этих сказках уже/еще смертным можно есть пищу из Волшебной Страны совершенно безнаказанно. Раньше было опасно, после станет опасно (ах, леди Тай, зачем было пытаться так ловить Гранта!) - но в этих сказках фэйри в благодарность за помощь накрывают смертным соседям поляну. Сидр, печенье, хлеб и сыр. И никаких последствий.
Такое ощущение, что на рубеже 19-20 веков между Той Стороной и этой было нечто вроде недолгого мира, а потом все опять поехало...

Да, чтоб добавить безумия, читала я этот сборник в поезде по дороге на Хэллоуиновский банкет. Будучи в штатском в костюме фэйри (зеленое средневековое платье, плющ, янтарь и никакого холодного железа просто на всякий случай). Вот так вполне могла родиться нездоровая сенсация еще одна городская легенда :)

Date: 2016-11-04 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] koalena.livejournal.com
так, теперь надо найти более ранние сказки и посмотреть что было

Date: 2016-11-04 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Угу. Букинистические и антикварные, я иду к вам :)
На самом деле мне еще надо будет проверить, что у меня уже есть, и выстроить хронологию. Потому что в известной балладе о короле Артуре, его рыцарях и трололо из-под холма трололо тоже как-то к железу равнодушен, похоже. А баллада старая.

Date: 2016-11-04 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tavia-.livejournal.com
А нельзя есть пищу из Волшебной страны или нельзя есть пищу в Волшебной стране?

Date: 2016-11-04 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Размытое правило, имхо. Точно нельзя есть ничего в Волшебной стране, но фокус в том, что территория Волшебной страны не то чтоб четко определена. Некоторые (тот же Льюис) трактуют это как "нельзя есть волшебную пищу" (Эдмунд и рахат-лукум) - в общем, don't take a candy from a stranger.
Если сопоставлять разные сказки, то получается, по-моему, скорее правило: "Нельзя есть волшебную пищу, если заранее не оговорено, что тебе ее можно и ничего за это не будет". Но в этих сказках вообще никаких оговорок и указаний - фэйри просто накрывают людям поляну, и люди с удовольствием и без последствий принимают угощение. Почти все. Некоторые, наоборот, так боятся, что кусок не лезет в горло (что, имхо, подтверждает мою версию о том, что раньше это было совсем небезопасно, и некоторые еще об этом помнят).

Date: 2016-11-04 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tavia-.livejournal.com
Возможно, нельзя еще принимать подарки, но можно - благодарность за помощь.
Но прям нужна научная работа с тщательным анализом источников, вот что я думаю.

Date: 2016-11-04 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
(грустно) Чем занимается лемур в свободное от научной работы время? Ведет другую научную работу.

Date: 2016-11-05 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] mama-kenga.livejournal.com
Этот Лемур просто Учёный Лемур! И прекрасный Лемур!

Date: 2016-11-06 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] olkab.livejournal.com
Да почему же грустно! Весело же!
К тому же создание нездоровых сенсаций в процессе отлично поднимает градус веселья.

Date: 2016-11-04 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bodeh.livejournal.com

А если это два разных Волшебных Народа?

Date: 2016-11-04 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Не поняла вопрос.
В сказках четко указано, что речь идет о фэйри и смертных. Или вы имеете в виду, что речь идет о разных народах фэйри, и потому правила разные? Это возможно, конечно, но тогда куда делись эти не боящиеся железа фэйри после и где они пребывали до?

Date: 2016-11-04 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] bodeh.livejournal.com

Я, увы, мало знаю о тех временах, но дилетантски предполагаю, что вполне возможно, что не боящиеся железа - это малочисленный клан, возникший в результате мутаций (ухудшение экологии) или эволюционным путём (или их вывели?). Но путь взаимовыгодного сотрудничества почему-то заглох. То ли клан был слишком малочисленен, то ли люди утратили умение жить в гармонии с миром и стали потребителями?

Date: 2016-11-05 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Тут в комментариях дана, имхо, лучшая версия про железо: http://lemura.livejournal.com/235372.html?thread=4335212#t4335212

Люди, на мой взгляд, всегда были потребителями. И нелюди тоже. Все, кто может, переделывают среду под себя, разве нет?

Date: 2016-11-04 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Могу ошибаться, но вроде бы фейри боялись не хладного железа как материала, а "святого железа Голгофы". Ну или универсального "все куплю, сказало злато - все возьму, сказал булат".
Т.е. в первом случае мы имеем дело с некрещеными фейри (а бывали ведь и крещеные), которым хреново от заточенных против нелюди железных амулетов, а во втором - с обычным аграрным конфликтом "кто кого закопает".

Date: 2016-11-04 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Про "святое железо Голгофы" - что-то очень знакомое. Это не Киплинг часом?
Фэйри, которые бы боялись именно святого железа (в смысле, креста? Потому что тех-самых-гвоздей не хватит на всех, даже если собрать все, что хранят в Европе под этим названием), я, признаться, вообще не помню.

Date: 2016-11-04 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Киплинг, разумеется. Как и злато-с-булатом. Потому как рубеж 19-20 века - как раз его время.
Креста как такового фейри, естественно, не боялись - а то они его раньше не видели, он тут у них до всяких ксиан стоял. Ну стоял и стоял, много тут... стояло.

Date: 2016-11-04 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Так у Киплинга в стихотворении речи о фэйри нету. Iron out of Calvary must be master of men all. Это все дела смертных :)

Date: 2016-11-04 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Хм. Ну так вот и ответ!
Как только Киплинг, который как ни крути "немного больше, чем поэт", заявил "Iron out of Calvary must be master of men all" и тем самым вывел фейри из-под его власти - так сразу фейри и перестали бояться хладного железа! Вотъ!

Date: 2016-11-04 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Чтоб какой-то смертный вот так запросто распорядился судьбами целого народа с Той Стороны? Он же не Raven King, в конце концов.
И потом - а кто тогда их обратно вернул?

Date: 2016-11-04 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Нет, он не Король-Ворон. Он Keep-ling - Хранитель. Т.е. именно взаимодействие сторон - его фишка.
А вот кто вернул обратно, надо копать.

Date: 2016-11-04 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Нет, все равно не готова признать такую важность Киплинга. Мне в его сказках не хватает сказочного.

Date: 2016-11-04 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Как сказочник он хоть и хорош, но не более.
А вот как поэт, т.е. как раз там, где играет связь с Той Стороной - вот тут извините. Ну да, пока он был жив, пока держал границу своим именем - холодное железо на фейри и не действовало. Как умер, так где-то вскоре иммунитет и спал.

Date: 2016-11-04 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] redlynx.livejournal.com
Как неожиданно про еду!

Date: 2016-11-04 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] gr-diffuzor.livejournal.com
По еде- нет ли корелляции между безопасносностью и "оплаченностью" угощения? Если есть- то можно спекулировать на тему объяснения. Например, оплата так или иначе, не услугой- так своим временем.

Что же до железа- есть совсем смешная версия. Именно во второй половине 19 века произошли кардинальные изменения в технологии получения железа, в частности, стала широко доступна плохонькая, но всё же сталь. При этом эпитет "холодное" железа вполне может относиться к полученном без выплавки, т.е., практически исключительно к метеоритному. А в нём тоже легирующих добавок обычно хватает.
Причина повышенной опасности именно железа высокой чистоты (или низкого качества, с т.з. прикладной)- тема для отдельного исследования.

Date: 2016-11-05 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lemura.livejournal.com
Насколько я помню, иногда корелляция есть, иногда нет. Возможно, дело в силе заклинания или в общественном положении фэйри во внутренней иерархии (эти с молотком и гвоздями явно не придворные :)).

Твоя версия про железо мне больше всех нравится! :)

Date: 2016-11-05 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bodeh.livejournal.com
Версия красивая, но сомнительная. Метеориты всё же встречаются реже, чем руда. Т.е. основная масса металлических изделий была из руды - метеоритное железо шло на оружие и предметы роскоши.

Единственно что - бессемеровский процесс производства стали появился как раз в 1856 году.

Date: 2016-11-06 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] koalena.livejournal.com
вы знаете, ваша версия мне напоминает то, что я как-то слышала на эту тему от кузнеца. что "холодное железо" - это то, кторое по старой технологии, из руды на болотах или метеорита. а остальное, высокотехнологичное - не холодное

Date: 2016-11-06 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] olkab.livejournal.com
Вот у меня тоже мелькает что-то такое на краю сознания.

Date: 2016-11-15 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] doublle-troub.livejournal.com
Можно собирать материал для повествования "История цивилизации через призму отношений с потусторонним миром" :)

March 2017

S M T W T F S
   1234
56 789 1011
12131415161718
19202122232425
2627282930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 10:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios